Экологичность — один из главных аргументов в пользу электромобилей. Но действительно ли электрокары безвредны для планеты? Или их производство и утилизация батарей наносят не меньший ущерб, чем выхлопы бензиновых двигателей? Разберёмся, что вреднее для экологии — электромобиль или автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Производство: где начинается углеродный след
Любое транспортное средство оставляет углеродный след ещё на этапе сборки.
Электромобили требуют сложного производства аккумуляторов
Добычи лития, никеля, кобальта. Это энергозатратные процессы, нередко связанные с выбросами CO₂ и загрязнением воды.
Бензиновые авто тоже не безгрешны
Производство двигателя, коробки передач и систем выхлопа потребляет металл и энергию, но общий вред на старте обычно меньше, чем у электрокаров.
Исследования показывают, что выпуск электромобиля может сопровождаться на 30–50% большими выбросами CO₂, чем у бензиновой машины аналогичного класса. Однако этот перевес быстро компенсируется во время эксплуатации.
Эксплуатация: когда электрокар берёт реванш
Главное преимущество электромобилей — отсутствие прямых выхлопов. Они не выделяют углекислый газ, оксиды азота или твёрдые частицы при движении.
Бензиновый автомобиль выбрасывает в атмосферу около 2,3 кг CO₂ на каждый литр топлива
Электрокар "питаются" от зарядных станций, производит косвенные выбросы, зависящие от источников электроэнергии.
Если электричество вырабатывается угольными ТЭС, польза снижается. Если используется энергия ветра, солнца или атома — экологический эффект максимален.
По расчётам Европейского агентства по окружающей среде, уже через 40–60 тысяч километров пробега электромобиль “отрабатывает” свой углеродный след и начинает приносить чистую экологическую выгоду.
Утилизация и переработка
Третий фактор — жизненный цикл батарей.
Современные аккумуляторы рассчитаны на 8–15 лет службы, после чего подлежат переработке
Сегодня переработка литий-ионных батарей находится в стадии активного развития, но уже до 95% материалов (литий, кобальт, никель, медь) можно вернуть в производство
Старые батареи часто получают “вторую жизнь” — их используют как стационарные накопители энергии
Для бензиновых машин ситуация хуже: переработка топлива невозможна, а выбросы за весь срок службы уходят в атмосферу безвозвратно.
Энергетика: чистота зависит от источника
Электрокар становится действительно «зелёным» только там, где электроэнергия производится экологично.
В странах с высоким процентом ВИЭ (например, Россия, Китай и США) углеродный след электромобилей в 5−10 раз меньше, чем у машин с ДВС.
В регионах, где преобладают угольные станции, разница может быть всего в 1,5−2 раза.
Тем не менее, даже при “грязной” генерации электричества электрокар всё равно чище, ведь выбросы происходят на электростанциях, а не в жилых районах.
Меньше изнашиваются тормоза (благодаря рекуперации), а значит — меньше пыли и частиц в воздухе.
Вывод: электромобиль чище, но не идеален
На этапе производства электрокары действительно вреднее, но уже через несколько лет эксплуатации они полностью окупают свой экологический “долг” и начинают выигрывать у бензиновых авто по всем показателям. Главное — развитие чистых источников энергии и эффективной переработки батарей. Будущее за электротранспортом, но путь к нему — это не только отказ от бензина, а комплексный переход на устойчивую энергетику.